+7 846 270-23-94   ⋅   Самара

Ответы на самые частые вопросы по ЕГАИС

13 августа 2023

Работайте с ЕГАИС в Контур.Маркете

В статье ответим на популярные вопросы о ЕГАИС — для тех, кто хочет начать торговать алкоголем. Вы узнаете, можно ли не регистрироваться в системе и для чего нужны регистры и QR-код в чеке. А еще мы составили пошаговую инструкцию, как подключиться к ЕГАИС.

Что такое ЕГАИС и кто должен работать в системе

Работники общепита и розничной торговли обязаны раз в квартал отчитываться за продажу алкоголя. Для этого заполняют алкогольную декларацию и отправляют ее в ФСРАР — Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.

Как подавать алкогольную декларацию: шпаргалка для розницы и общепита

Еще ФСРАР получает отчеты из ЕГАИС — единой государственной автоматизированной информационной системы. В ЕГАИС розница и общепит передают данные о реализации спиртного каждый день.

Единая государственная автоматизированная информационная система помогает контролировать оборот спиртосодержащей продукции в России. К системе подключаются все участники оборота, чтобы ежедневно отчитываться о производстве и продаже алкоголя. Контролирующие органы пресекают контрафакт и защищают граждан от некачественного алкоголя и недобросовестных продавцов, которые до ввода системы могли подменять оригинальные бутылки на поддельные ради экономии.

Сначала системой с 2006 года пользовались только производители-импортеры алкоголя. Сейчас в ЕГАИС обязаны работать также продавцы крепкого спиртного и пива — оптовики, розница и общепит.

Все производители и импортеры алкоголя маркируют каждую единицу товара (кег, бутылку и т.д.). Производитель или импортер клеит федеральные специальные марки (п.1 ст. 12 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ). Двумерный штрих-код на каждой бутылке содержит:

  • наименование алкогольной продукции,
  • данные о производителе,
  • данные о лицензии,
  • дата розлива напитка и другие его уникальные характеристики.

Кладовщик розничного магазина в процессе приемки алкоголя на склад обязан обработать накладные от поставщиков через ЕГАИС одним из следующих способов:

  • принять,
  • отклонить,
  • оформить акт расхождений.

Для работы с ЕГАИС в каждой торговой точке должен стоять компьютер с универсальным транспортным модулем (УТМ) и подключением к интернету. Также нужен криптоключ JaCarta SE или Рутокен ЭЦП с квалифицированной подписью. Товаровед должен осуществлять приемку в товароучетной системе магазина, которая умеет работать с ЕГАИС, или в отдельной программе для взаимодействия с системой.

Как правильно учитывать алкоголь в ЕГАИС и декларировать деятельность в ФСРАР, изложено в Федеральном законе № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и алкоголя и об ограничении потребления алкогольной продукции» и других нормативных актах

Зачем нужен QR-код в чеке с алкоголем

Кассир, когда продает алкоголь, считывает 2D-сканером код Data Matrix на бутылке. Кассовая программа магазина должна подходить под требования ЕГАИС, чтобы отправлять считанный с марки код через интернет на сервер ФСРАР для автоматической проверки через УТМ. Если проверка прошла успешно, система формирует уникальный QR-код для чека, который отдают покупателю вместе с алкоголем (п. 2.13 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ).

Даже если посетитель купил несколько бутылок алкоголя, в чеке печатается один общий QR-код. При желании покупатель может проверить подлинность алкоголя, отсканировав код с чека с помощью смартфона. Вся информация о бутылках будет доступна из базы ЕГАИС, покупатель увидит все параметры, внесенные в систему при регистрации продажи крепкого алкоголя: наименование, ИНН и адрес продавца, номер, дата и время продажи про чеку, серии и номера акцизных марок, наименование товара, объем, крепость, информация о производителе.

С 1 сентября 2023 года общепит обязан применять УТМ на кассе при продаже крепкого алкоголя. Если продают «чистую» порцию крепкого (бокал вина, стопка водки), заведение обязано отправить чек в ЕГАИС о продаже такой порции через УТМ на кассе, указав объем в миллилитрах.

Если использовали порцию алкоголя при приготовлении коктейля или блюда, нужно списать в ЕГАИС такую порцию (в миллилитрах) актом списания с причиной «Использовано для приготовления коктейлей (блюд)». При продаже бутылки целиком общепит обязан передать чек в ЕГАИС через УТМ на кассе, как делает розница. При любом сценарии УТМ будет передавать данные кассе для печати QR-кода в чеке. Посетители заведений тоже смогут проверить алкоголь по чеку, как в рознице.

Можно ли продавать алкоголь без подключения к ЕГАИС

С 1 января 2018 года в системе работают все участники алкогольного рынка РФ. Все, кто производит, продает или закупает для продажи алкоголь — крепкий и некрепкий.

Есть исключение: могут не регистрироваться в ЕГАИС те, кто использует алкоголь при изготовлении пищевой продукции из перечня. Например, кондитеры, которые используют алкоголь при изготовлении десертов, производители кваса или кисломолочных продуктов (кроме творога). В таких продуктах может содержаться небольшой процент этилового спирта, но они не относятся к алкогольной продукции. Но компании, которые попали под исключение, всё равно должны подавать декларации в ФСРАР об объеме закупок алкогольной продукции для использования в качестве сырья (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ).

Для новых субъектов РФ — Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области — есть отсрочки (Федеральный закон от 28.12.2022 № 557-ФЗ):

  • Требование о передаче данных в ЕГАИС для розницы, торгующей пивом, не применяется до 1 января 2024 года.
  • Требование о передаче данных в ЕГАИС для розницы, торгующей крепким алкоголем, не применяется до 1 января 2025 года.

Розница и общепит передают в ЕГАИС через документооборот сведения о приемке, перемещении, продаже или списании алкоголя. Для каждого процесса есть свои правила и требования, и на каждом этапе можно получить штраф, если сделать что-то не так. Если в магазине нет возможности считать марку с бутылки и отправить в ФСРАР для «одобрения», нельзя напечатать чек с QR-кодом и продать бутылку алкоголя. Если магазин или заведение общепита не подключено к ЕГАИС, нельзя на законных основаниях принимать и продавать алкоголь.

За нарушение требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции должностные лица могут получить штраф от 20 000 до 40 000 рублей, а юридические лица — от 100 000 до 300 000 рублей (п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ), возможна конфискация продукции.

А за незаконные производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, совершенные в крупном размере — грозит штраф, принудительные работы либо лишение свободы на срок до 3 лет. Штраф составит 2–3 млн рублей или будет равен размеру дохода осужденного за период от 1 до 3 лет (ст. 171.3 УК РФ). При нарушениях в особо крупных размерах штраф увеличится до 3–4 млн рублей, а срок принудительных работ или лишение свободы — до 5 лет.

Для работы с ЕГАИС обязательно установить необходимое оборудование и ПО. Иначе принимать и законно продавать алкоголь нельзя. Приобретите стороннюю программу для взаимодействия с ЕГАИС или обратитесь к разработчику своей товароучетной системы, чтобы привести ее в соответствие с техническими требованиям ЕГАИС.

Как подключиться к ЕГАИС

Шаг 1. Приобрести аппаратный криптоключ JaCarta SE или Рутокен ЭЦП со встроенным криптопровайдером PKI/ГОСТ. Подробнее

Шаг 2. Получить в аккредитованном удостоверяющем центре квалифицированную электронную подпись (КЭП) для защищенной связи с ЕГАИС.

Лицензия для продажи слабоалкогольных напитков не нужна. Торговать крепким алкоголем могут только юрлица — им нужно получить лицензию на продажу алкоголя. Еще юрлица получают отдельный сертификат КЭП для каждой торговой точки.

Индивидуальные предприниматели могут получать несколько КЭП и отчитываться по отдельным торговым точкам, как и юрлица. Подробности читайте в статье «Как получить несколько КЭП для ЕГАИС».

Шаг 3.  Завести на сайте ЕГАИС личный кабинет.

Шаг 4. Скачать универсальный транспортный модуль (ФСРАР предоставляет его бесплатно) и установить его на ПК в магазине или в заведении общепита (нужен один модуль на «приемку» и все кассы одной торговой точки). Читайте все подробности про УТМ.

Шаг 5. Сформируйте RSA-ключ через УТМ. Ключ нужен, чтобы подключиться к серверу ЕГАИС. Для каждой торговой точки нужен отдельный ключ. Еще можно получить RSA-ключ в личном кабинете ЕГАИС, но только на одну точку. Подробнее

Шаг 6. Приобрести учетную программу для взаимодействия с ЕГАИС или обратиться к разработчику своей товароучетной системы, чтобы привести ее в соответствие с техническими требованиям ЕГАИС. Например, Контур.Маркет позволяет отчитываться за продажу алкоголя без ошибок и за пару кликов.

Шаг 7. Проверить, есть ли в каждой торговой точке необходимое оборудование:

  • компьютер с универсальным транспортным модулем (УТМ) ЕГАИС и выходом в интернет,
  • POS-терминалы, взаимодействующие с УТМ и оборудованные 2D-сканером для считывания марок,
  • фискальный регистратор на кассе для печати чеков с QR-кодами.

Что такое регистры ЕГАИС

Регистры отражают количество алкоголя на балансе организации или хранят данные о марках. Еще в них содержатся идентификаторы документов о производстве и перемещении товара. Есть три регистра.

Регистр № 1 — это виртуальный склад, в который попадает весь алкоголь при приеме. Алкоголь здесь фиксируется не поштучно, а партиями на основе накладных. С этого регистра происходят операции возврата, списания и перемещения. Учет в регистре идет по названию, алкокоду, партии и производителю.

Коды алкогольной продукции в ЕГАИС: кому и зачем нужны

Также на первом регистре хранятся коды регистрации справок в ЕГАИС. Существует два вида справок: А и Б. Справку А передает производитель. В ней содержится информация о продукции: объем, наименование, дата розлива. Справка Б создается каждый раз, когда продукцию отгружают контрагенту, система ЕГАИС формирует ее автоматически. В ней содержится информация о партии продукции, которую отгрузили контрагенту.

Регистр № 2 — это виртуальный торговый зал, в который попадает алкоголь без акцизной марки. Здесь отражается поступление товара на баланс для продажи. После нее проданный алкоголь вычитается из остатков. Учет ведется по алкокодам без разделения на партии по справкам А и Б.

Регистр № 3 — это хранилище кодов акцизных и федеральных специальных марок, оно появилось при внедрении помарочного учета Количество алкогольной продукции здесь не отражается, коды марок удаляются с регистра, как только продукция списывается с баланса.

Маркированный алкоголь не перемещается на второй регистр, а остается на первом до продажи. После продажи количественно алкоголь списывается с первого регистра, а помарочно — с третьего.

С 15 мая 2023 года принятые от поставщика пиво и слабоалкогольную продукцию больше не нужно переносить на второй регистр. Продавать пиво нужно с первого регистра — и в рознице, и в общепите. Остатки со второго регистра после 15 мая 2023 года можно списывать как раньше, пока баланс регистра не будет равен нулю. Убедитесь, что ваша товароучетная система работает корректно и списывает пиво именно с первого регистра.

А еще ФСРАР отслеживает, не продаете ли вы просрочку с первого регистра. Контролирующий орган сверяет информацию о дате розлива с датой розничной продажи, учитывая сроки годности такой продукции. За неоднократное выявление продажи просрочки могут приехать с проверкой или «профилактическим визитом». Советуем первым делом продавать бутылки из той партии, которая приехала раньше.

В Контур.Маркете не придется думать о регистрах: система предупредит о расхождениях между складом и базой марок и будет списывать пиво с первого регистра.

Поможем подобрать кассу и другое оборудование для продаж алкоголя

Оставить заявку

Источник: https://kontur.ru/market/news/45116-fns_proveryaet_biznes


Другие новости

18 ноября

Теперь отправленные отчеты, входящие требования и сверки можно искать не только по названию, но и по коду из классификатора налоговых документов.

18 ноября

В Контур.Экстерне появилась массовая печать карточек граждан, подлежащих воинскому учету (форма 10), а также возможность указать или изменить данные сразу у нескольких сотрудников.

18 ноября

В сервисе появилась возможность заполнить и отправить заявление о возмещении расходов на дополнительные выходные по уходу за детьми-инвалидами (сообщение 120).

15 ноября

Фокус открыл новый тариф «Экспресс», разработанный специально для малого и микробизнеса. С ним компаниям и ИП по доступной цене будет открыта вся необходимая информации для быстрой и объективной оценки контрагентов.